FIA GT – Чемпионат автомобилей Гран Туризмо

Серия автогонок на автомобилях класса GT (Гран Туризмо). Проводился SRO (Stephane Ratel Organisation) под эгидой FIA с 1997 года. Большая часть этапов проходила в Европе, некоторые в Азии. В 2009-м из-за дороговизны чемпионат реформировали в “FIA GT1 World Championship” который трансформировался в “FIA GT Series” в 2013-м.

 

История возникновения

В конце 90-х класс Гран Туризмо начал набирать популярность и в 1997 году ФИА присоединила FIA GT к BPR Global GT. Она состояла из 4-х часовых гонок на автомобилях GT1 и GT2 которые переформатировали в заезды на 500 км. Коммерческим директором остался Стефан Ратель. Технические требования чемпионата стали либеральнее, официальным медийным партнером стал канал Евроспорт.

 

Старожилами соревнований остались известные бренды – Порше, Мерседес, Паноз. Теперь допускались характеристики схожие с прототипами и производители создавали омологационные партии в 25 авто для максимального соответствия правилам и использования всех преимуществ. Доминирование в GT1 Mercedes-Benz CLK-GTR представляющего заводскую команду стало причиной ухода участников не выдержавших конкуренции и класс удалили в 1999 году.

 

В GT2 условия диктовал Chrysler-Viper. С ним конкурировали Porsche 993 GT2 или Lister Storm. Для расширения круга участников ФИА учредила тип N-GT и GT. В них доминировали Porsche и Ferrari, количество машин существенно увеличилось за счет снижения эксплуатационных расходов. Добавление гоночного заезда “24 часа Спа” для кузовных авто существенно повысило популярность FIA GT. Учредители запретили чисто заводские команды но производители поддерживали команды выступающие под их брендами, особенно этим отличился Порше.

 

Поднимая престиж, возвращаясь к истокам в 2004 году ФИА приняла решение переименовать класс GT в GT1, N-GT в GT2. Технический регламент снова либерализовали. В гонках смогли взять участие спортивные авто среднемоторной компоновки. Такой шаг сделали в попытке привлечь к участию автомобили Saleen S7, но наилучшие показатели оказались у построенного на базе Ferrari Enzo полу-прототипа Maserati MC12. Уравнивая возможности пришлось наложить ограничения на их аэродинамический обвес. После приведения технических характеристик к единым требованиям соревнования приняли особую остроту. Теперь пилоты-любители могли навязывать жесткую борьбу профессионалам – пилотам известных серий, включая F1.

Техника

В современной “FIA GT Series” принимают участие два главных класса спортивных авто – GT1 и GT2. Увеличивая количество участников, организаторы допустили автомобили омологированные только в популярных национальных чемпионатах, созданные на базе серийных моделей.

 

GT1 обладает самыми серьезными характеристиками. Омологированные партии не превышают 50 экземпляров, ранее – 25. В двигателе сохраняется заводской стандартный блок цилиндров, остальные узлы можно улучшать. Запрещаются автоматические, полуавтоматические трансмиссии с полным приводом. Они подвергаются полной переделке как и ходовая часть.

 

Металлический кузов сменяется высокопрочным пластиком. Некоторые детали объединяются в единое целое, например капот. Аэродинамический обвес состоит из переднего сплиттера, заднего антикрыла, плоского дна с диффузором. Кокпит оборудован капсулой безопасности и пространственной рамой. Стандартно включается система пневмодомкратов работающих на пит-стопе при замене шин и заправочная система.

GT1/GT2

Вес авто GT1 – 1100 кг. Лидирующие экипажи получают гандикап по массе, чтобы маломощные машины конкурировали в борьбе за подиум. По правилам FIA GT мощность двигателя должна находиться в диапазоне от 575 до 630 л.с., (Ferrari 550/575 или Chevrolet Corvette C5/C6R, Z06).

 

Введение в серию GT2 стало удачным решением позволившим поднять интерес к гонкам. Авто приближены к серийным, они меньшего размера, объем двигателя с мощностью от 450 до 520 л.с. Общая масса 1150 кг (модели Chrysler Viper, Ferrari 458 Italia GTE, Porsche 911 другие).

 

Эти два класса участвуют во многих соревнованиях включая национальные первенства разных стран, с правом организатора изменять настройки для уравнивания участников. Например в 24 Часах Ле-Мана (исключая Maserati MC12) и американской IMSA, 

 

 

Регламент

FIA GT сразу позиционировалась как гонки на выносливость. Длительность заезда составляла 3 часа либо 500 км. На особом положении соревнования в Спа. В 2005 году основной медиапартнер – канал Евроспорт, потребовал уменьшения гоночных сессий до 2-х часов. Руководство не согласилось и серия разошлась с другим партнером – WTCC (до 2005 года этапы FIA GT проводились совместно с WTCC).

 

В 2007 году SRO самостоятельно сократило время гонки до двухчасовой для удобной трансляции по телевидению. Этап 2007 г. в Адрии проходил вечером с включенными фарами. Заезды 2008 года на этапе в Бухаресте состояли из 2 одночасовых отрезков. В 2009 году все этапы прошли по этой же схеме. 

Система начисления очков

Место12345678
Очки108654321

В заездах по системе два по 1 часу начисляется половина очков. Максимум в Спа составляет 20 очков. В гонке участвует 2 пилота, после 2007 года необходимо совершить не менее 2 остановок и один раз сменить гонщика. На Спа в командах 3-4 пилота, поэтому приглашаются гонщики других серий.

 

Старт дается с хода. Финиш отслеживается по времени, когда лидер завершит круг проходимый при окончании гонки. Все типы автомобилей GT1/GT2 едут одновременно, но попадают в отдельные итоговые таблицы. На заезд выходит более 30 авто. На Спа заявляются дополнительные команды, не берущие участия в FIA GT.

Европейская серия GT3

Отдельный чемпионат FIA GT3 организовывается SRO. В нем участвуют машины близкие по характеристикам к серийным, управляемые непрофессионалами. Европейский чемпионат проводится с 2006 года предваряя основные события FIA GT. На Спа они стартуют вместе с GT1/2 но идут по своей классификации. Это удачная попытка свести на треке модели участвующие в монокубках Porsche Carrera Cup или Ferrari Challenge.

 

Используются удешевленные версии старших категорий авто с запретом доводки на заводах-производителях. Они предоставляют серийные машины доводимые в ограниченных рамках регламента. До начала соревнований автомобиль должен получить разрешение. SRO проводит испытания и указывает минимальную массу участника для уравнивания шансов при разности мощностей двигателей, это Ferrari 458 Italia GT3, Porsche 997 GT3 R и другие известные модели.

 

Команда может иметь до 3 машин с двумя закрепленными гонщиками. Решение перейти на FIA GT3 оказалось настолько удачным, что эта серия в будущем может потеснить GT2.

 

В соревнованиях принимают участие любители или драйверы-джентельмены. Для участия в чемпионате необходимо быть моложе 55 лет и иметь одно из достижений:

  • лицензирование в классе А или суперлицензию FIA.
  • один финиш в первой десятке на Формуле 3000, GP2, А1, Champ Car World Series, IRL.
  • один финиш в первой шестерке Ф3.
  • контракт от заводской команды определенных производителей.
  • победу в заезде 24 часа Ле-Мана.

 

По решению FIA или SRO участвуют гонщики достижения которых соответствуют заявленным критериям. На этапе FIA GT3 проводится 2 одночасовых гонки. В командах с двумя авто на машину приходится по два пилота. Они стартуют с позиций занятой на квалификационных заездах. Во время заезда обязателен один пит-стоп с заменой резины. Очки начисляются по системе ФИА, причем дополнительно в зачете указываются марки, что отражается на розыгрыше монокубков.

Конкуренты

  • DTM

Кузовной Чемпионат Германии. В 2012 году новый регламент заставил унифицировать авто, за это время из него ушел Опель и пришел БМВ.

 

  • Европейский Кубок GT4

Гоночная серия организуемая SRO под эгидой FIA. Автомобили максимально приближены к серийным, обладают наименьшей мощностью в классе Гранд Туризмо. Управляются непрофессионалами.

 

  • Grand Am

Серия в которой выступают как класс GT так и прототипы, проводится с 2000 года. Имеет собственный “Прототип Дайтона” названный в честь 24 часов Дайтоны – главного события.

 

  • 24 часа Нюрбургринга

Суточная гонка на выносливость. Проводится с 1970 года организацией ADAC на Северной Петле автодрома Нюрбургринг. Большинство участников – любители. Регламент отличается либеральностью.

 

Будущее FIA GT

Высокая цена и техническая сложность GT1 стала причиной отсутствия новых моделей с 2005 года. В 2010 году требования изменили. Они стали походить на GT2 но с большими размерами бюджета. Остаются стандартизированные системы и узлы. Омологационные партии увеличились, а количество разрешенных доработок уменьшилось. У машин с двигателями 600-650 л.с. минимальный вес составил от 1250 до 1300 кг, ограничивая применение дорогих композитов.

 

После получения FIA GT статуса мирового чемпионата этапы проводятся не только в Европе. В постоянный календарь попали Азия и Южная Америка. Поскольку количество команд и машин GT1 и GT2 увеличено заезды проходят раздельно, а младший класс стал отдельным чемпионатом. Обновленную категорию GT1 допустили на Ле-Ман. Для удешевления регламента было предложено перевести класс GT2 в GT1, GT3 в GT2. Этот шаг повысил безопасность за счет снижения скорости. Обновленная серия получила название “FIA GT Series” которая проходит в рамках “FIA GT WORLD CUP”.


Официальный сайт FIA GT Series.

 

Ссылка на основную публикацию