24 Hours of Daytona

24 Hours of Daytona (также. ROLEX 24 AT DAYTONA) – одна из самых интересных и популярных суточных гонок. Традиционно проходит на автодроме “Daytona International Speedway”, город Дейтона-Бич, штат Флорида. 24 Часа Дейтоны проводят в последний уик-энд января либо первые выходные февраля, поэтому она является первой крупной гонкой года. Начиная с 1991 г. главным спонсором соревнования стала швейцарская компания “Ролекс“, часы которой получают все победители, а гонка получила второе название 24 Rolex Daytona. Раньше титульными спонсорами успели побывать Sun Trust и Pepsi.

Начало и общие сведения

Гоночный трек окончательно был построен в 1962 году. На нем проводился трехчасовой заезд спортивных автомобилей. Впервые на Дейтоне победил Дэн Герни выступавший на Lotus 19 с с 2.7 л мотором. Главными соперниками оказались несколько Porsche с не конкурентными 1.6 л двигателями. С 1964 года формат соревнований изменился. Дейтона стала заездом на 1220 миль (2000 км). За гонку покрывалось расстояние приблизительно равное езде на 12 часах Себринга также проходящих во Флориде. В 1966 году утвердили формат сохранившийся до настоящего времени, а гонка получила актуальное название. Она сделала знаменитыми многие автомобили, а Porsche 962c и вовсе легендой.

 

Как и в остальных соревнованиях подобного типа задача каждой команды проехать за 24 часа наибольшее расстояние. В отличие от столь же популярных заездов в Ле-Мане, на гонке “24 Часа Дейтоны” трасса находится в пределах автодрома. Поскольку гонка проводится зимой приходится учитывать, что значительная ее часть проходит в темное время суток. По этому организаторы сделали освещение вдоль трека.

 

Чтобы классифицироваться автомобиль должен самостоятельно прийти на финиш. Во избежание дисквалификации многие команды пускались на хитрость и выстраивались на пит-лейне в ожидании времени когда можно будет закончить гонку в общей классификации.

 

Доминирование Форда в 1966 году было прервано итальянцами из Феррари, в 1967 году оккупировавшими весь подиум. Победа в классе GT оказалась столь важной итальянскому производителю спортивных авто, что был выпущена модель под названием Феррари Дейтона. Победы в других классах оставались у Порше и Форда.

 

С 1968 года началась эра Порше, который имел наибольшее количество побед. Кризис 1972 года привел к тому, что гонка проходила в течение 6 часов, а в 1974 вообще не состоялась. В этот период было принято решение, что команда должна состоять их трех пилотов (сегодня число может быть увеличено). С 1982 года гонка откололась от европейской серии (ELMS) отказавшейся от американских этапов и примкнула к IMSA GT. В 90-е годы 24 часа Дейтоны перешли в серию ГрандАм (Grand American Road Racing Association) тесно сотрудничающей с NASCAR. В 2002 году был выдвинут новый регламент обеспечивающий экономию денег команд за счет использования не самых дорогих материалов. Это упростил аэродинамику и привело к уменьшению затрат на подготовку.

 

Особенности и правила проведения гонки

Согласно правилам гонка должна продолжаться в течение 24 часов. Это заставляет команды постоянно балансировать между скоростью и надежностью. Машинам в течение суток необходимо проехать максимальную дистанцию (сегодня это более 4000 км). В команде должно быть не менее трех пилотов, нередко бывает и больше. В гонке 1962 года произошел курьезный случай когда пилот Лотуса – Герни после поломки двигателя припарковался у финиша, а перед окончанием времени проехал последние метры и стал победителем.

 

На треке сходятся в борьбе авто европейской и американской серий. Соревнуются прототипы и близкие к серийным модели класса GT. Характерная особенность – отсутствие ограничения в количестве замен шин. При этом прототипы должны использовать резину от Continental, туринговые версии GT – исключительно Michelin. Правила запрещают использовать грелки и после выезда пилот тратит время на прогрев шин. Пит-лейн расположенный в инфилде (внутренняя часть автодрома) от основной трассы отделяет лишь небольшой газон, что несет определенную опасность для механиков работающих во время пит-стопов. Боксы отделены бетонным барьером, который гонщик вынужден перепрыгивать во время смены пилота. Для ремонта автомобили отзываются в специальную зону находящуюся внутри овала.

 

 

Трасса

Отстроенная в 1959 году трасса “Daytona International Speedway” стала одной из быстрейших в мире. Угол подъема на виражах (бэнкинг) достигает 31 градуса, обеспечивая десятиметровый перепад высот для прохождения их на высокой скорости. Такая конфигурация дает возможность отличного обзора со 100-тысячных трибун трека.

 

24 Часа Дейтоны проходят не по классическому овалу. В его пределах расположенные отдельные элементы трассы с поворотами и шиканами. Дистанция круга составляет 5,728 км (3,56 мили). Последний раз она  реконструировалась в 2003 году (во внутренней части был убран поворот слишком замедлявший движение). Заезд проходит зимой, когда ночь удлиняется и освещение включающееся на 20% чтобы автомобили могли двигаться под светом собственных фар.

 

Состав гоночной серии

Гонка включена в серию World Sportscar Championship IMSA GT Championship (Grand Am) которая появилась в 2000 году. Руководство старается не допускать превышения расходов на технологии и материалы, тем самым уравнивая возможности команд и повышая интерес к гонке. В отличие от аналогичных гонок серии здесь присутствуют европейские прототипы, что делает ее популярнее.

Автомобили

Гоночная серия включает 4 класса:

  • Американские прототипы

“Прототип Дейтона” (Daytona Prototype) оборудуют мощными двигателями с большими объемами (свыше 5 л.). На трубчатую раму устанавливается двигатель известных производителей – Chevrolet, Ford, BMW и шасси компаний Riley, Fabcar, Doran. При высокой мощности (650 л.с.) автомобили недостаточно маневренны, особенно в поворотах и шиканах.

 

  • Версии LMP2

Также специально готовят для гонки. Максимальная скорость на прямых выше LMP1.

 

  • Прототип Челлендж

Prototype Challenge (PC) – отдельный класс напоминающий европейский LMP2 (открытый кокпит). Авто оборудуются двигателями от Шевроле на шасси Oreca. Максимальная мощность 430 л.с.. На таких болидах могут выступать любители.

  • Gran Turismo, GT3 и GX

Кузовной класс с четким регламентом и объемом двигателя более 2 л. Они схожи с серийными авто, имеют меньшую мощность по сравнению с прототипами. Максимально возможный показатель – 490 л.с. В 24 Часах Дейтоны традиционно участвуют: BMW, Porsche, Chevrolet, Ferrari, Ford, Dodge. GT Daytona – представлен моделями GT3. В этом классе традиционно много участников. Мощность ограничена 450 л.с. Могут выступать любители. В 2013 году был представлен класс GX, в котором безуспешно участвовала дизельная Mazda 6.

 

 

Известные гонщики на 24 Часах Дейтоны

Ещё одной отличительной чертой является проведение гонки в межсезонье других всемирно известных гоночных соревнований. В гонке часто выступают знаменитые гонщики разных серий.

 

В разное время на “24 Rolex Daytona” выступали:

Даника Патрик – известнейшая автогонщица серии NASCAR. В 2005 году стала новичком года в IndyCar и Indy 500. Даника была близка к подписанию контракта с командой Формулы 1 но сделка сорвалась.

 

Джимми Джонсон – семикратный победитель серии NASCAR. Выступая в серии Grand-Am, куда входят и 24 Часа Дейтоны, в 7 гонках из 9 оказывался в первой десятке.

 

Грег Биффл – автогонщик из США. Чемпион и вице-чемпион NASCAR. Знаменит своим спортивным духом.

 

Пол Трейси – гонщик из Канады, чемпион Champ Car 2003. Нине сосредоточился на марафонских гонках типа Дейтоны, Себринга и Ле-Мана.

 

Себастьен Бурдэ – французский автогонщик. Четырежды побеждал в Champ Car и однажды в Формуле 3000. После неудачного опыта в Формуле 1 перешел в кузовные гонки на выносливость.


Официальный сайт.

Ссылка на основную публикацию