PPIHC – СКОРОСТНОЙ ПОДЪЕМ НА ПАЙКС ПИК

Ежегодно любители экстремального автомобильного и мотоспорта собираются в местечке Колорадо-Спрингс (США, штат Колорадо). Собираются они, чтобы совершить восхождение на пик Пайкс – неофициальное название соревнования – “Гонка в облаках” или “PPIHC”. Участники “Pikes Peak International Hill Climb” финишируют на высоте 4301 м выше уровня моря, стартуя на отметке 2865 м. Общий перепад высот составляет 1439 м, средний градиент – 7,2%.

Описание

В гонке принимают участие множество классов различных транспортных средств, состав которых постоянно меняется. Ежегодно стартует 130-150 легковых автомобилей, грузовиков и мотоциклов. Многие из них созданы специально для участия в этих соревнованиях. Гонка включена в официальный календарь главных состязаний FIA.

 

История возникновения Pikes Peak International Hill Climb

История гонки берет начало в 1916 году. Первым человеком, обратившим внимание на гору был Спенсер Пенроуз. Расширив и укрепив извилистую дорогу ведущую на пик Пенроуз превратил ее в широкое шоссе. Чтобы привлечь внимание к своему сооружению он организовал соревнование – “Скоростное восхождение на вершину” (англ. “Pikes Peak International Hill Climb”).

 

От гонки к гонке совершенствовались машины. Испытывались новые конструкции и новые виды топлива.

  • В 1966 году на трассе появились автомобили с передним приводом.
  • Через пять лет Ак Миллер прошел трассу на машине работающей на пропане.
  • В 1972-м заоблачную дорогу начали осваивать внедорожники.
  • В 1992-м свои силы начали пробовать электромобили.
  • В 1995-м к участию были заявлены грузовики, а через четыре года мотоциклы.

 

Лучшее время среди участников первой гонки установил Ри Ленц. Для достижения пика горы ему понадобилось 20 минут 55 секунд. Победителю вручили приз – Penrose Trophy. С 1946 по 1970 гг. гонка являлась частью популярной в американском автоспорте серии – USA Indicar Championship.

 

Старейшим классом принимавшим участие в соревновании является дивизион “Открытые колеса“. На старт гонки в этой категории выходили знаменитые пилоты: Марио Андретти, братья Ансеры (Бобби, Эл и Робби). Последний установил рекорд в 1994 году, добравшись до пика за 10 минут и 6 секунд.

 

Новая Эра

В 1984-м приняли участие Норвежcкий пилот Мартин Шанце (Ford Escort) и француженка Мишель Мутон (Audi Sport Quattro). Они открыли новую эру в истории гонки ознаменовавшуюся вторжением европейских спортсменов. Шанце не удалось достичь пика горы из-за проблем с правой передней шиной. Мутон выиграла соревнование в классе раллийных машин хотя не смогла установить рекорд трассы.

 

Особенности трассы и соревнования

Протяженность трассы составляет 19,99 километров со 156-ю  крутыми, оборудованными отбойниками, поворотами. За все время существования гонки погибло шесть гонщиков и еще большее количество получили серьезнейшие увечья. Изначально шоссе на гору имело гравийные и заасфальтированные участки. Однако в 2002 году Колорадо Спрингс проиграл судебный процесс экологической организации Sierra Club. Последняя посчитала гравий осыпавшийся с дороги на протяжении десятилетий опасным для ручьев, водоемов и растительности.

 

Выполняя решение суда организаторы ежегодно асфальтировали порядка 10% трассы. В 2011 году состоялось последнее восхождение на Пик по трассе имевшей гравийные участки. Чемпион соревнований Род Миллен считал, что полностью заасфальтированное шоссе убьет интерес к гонке. Однако, в 2012 году на старт вышло 170 гонщиков, в то время как в 2011 году их было всего 46. В этом году установлено сразу несколько исторических рекордов. В классе “Pikes Peak Open” одержал победу Роман Дюма – сын знаменитого Рода Миллена, пройдя трассу за 9 минут 46 секунд на Porche GT3 R. Такой результат удалось улучшить только в 2017-м Питеру Канингхему – 9 минут 33 секунды.

 

Майк Райан перевернул свой автомобиль в шпильке имеющей название “W” и проломил защитное ограждение. Так или иначе ему же удалось преодолеть 3-ступенчатый поворот и продолжить путь к пику. В результате он превзошел свой старый рекорд на 5 секунд. Карлин Данн на Ducati впервые преодолел 10-минутный рубеж в категории мотоциклов. Его результат – 9 минут 52 секунды.

 

В 2013 году 9-минутный барьер одолел знаменитый раллийный чемпион Себастьян Леб. Он достиг пика за 8 минут 33 секунды, в то время как ставший вторым Рис Миллен установил время 9:02. На этот раз сразу 4 гонщикам удалось побить прошлогодний рекорд восхождения.

 

Через 2 года впервые в истории победу в генеральном зачете одержал электромобиль. Второй призер тоже выступал в этом классе. Это не стало неожиданностью так как уже в 2014 году электромобили занимали вторые и третьи места.

 

На сегодня абсолютный рекорд среди всех классов автомобилей продолжает удерживать Себастьян Леб (8:33). Кроме него 9-минутный рубеж сумел преодолеть только француз Роман Дюма в 2016 году на машине Norma M20 RD. Он достиг пика за 8 минут 54 секунды.

 

Больше всех в генеральном зачете побеждал японец Нобухира Таджима на Suzuki Monster Tajima. Он выигрывал 7 раз подряд (с 2005 по 2011 гг.). В 2012 году доехать до финиша японцу не удалось: машина загорелась на нижней секции подъема и была дисквалифицирована.

 

5 раз первым достигал пика австралиец Род Миллен на Toyota. Действующим чемпионом является Роман Дюма, который выигрывал в 2014, 2016 и 2017 гг.

 

Гоночные классы

В гонках принимают участие транспортные средства двух категорий: 4-колесные (автомобили и грузовики) и 2-колесные (мотоциклы).

 

 

  • Unlimited

В этой категории разрешены любые транспортные средства удовлетворяющие требованиям безопасности. Пик горы штурмуют самые причудливые модели многие из которых построены специально для соревнования.

 

  • Электромобили

Организаторы гонки считают, что будущее в автомобилестроении принадлежит электромобилям. Своей целью они ставят их тестирование, демонстрацию и продвижение. Электромобили подразделяются на 2 подкласса: машины серийного производства и концепт-кары демонстрирующие самые передовые технологии в действии.

 

Категории соревнований

  • Time Attack

В этой категории целью является не первым достигнуть пика горы, а установить лучшее время. Здесь тоже есть 2 подкласса в зависимости от технических требований к автомобилю.

 

  • Pikes Peak Challenge

Эта категория была введена в 2014 году и включает широкий спектр транспортных средств созданных с помощью высоких технологий. Здесь есть 4 подкласса:

  • машины с открытыми колесами,
  • open class (новаторство касается двигателя, трансмиссии или подвески),
  • винтажные автомобили и грузовики,
  • выставочный класс (создан специально для демонстрации технических новинок в автоспорте).

 

Среди победителей при восхождении на Пайкс Пик отметилось большинство ведущих американских и мировых автопроизводителей: Форд, Пежо, Ауди, Порше, Тойота, Хонда, Хюндай и др. В классе электромобилей доминирует Тесла. Мотоциклисты побеждали на Кавасаки, Дукати, Сузуки, Априлье, Хонде и др.

 

Фильм

Знаменитый короткометражный документальный фильм был снят французским режиссером Жан-Луи Мюреем в 1988 году. Он получил название “Climb Dance”, в вольном переводе – “Танец над бездной”. Многократный раллийный чемпион Ари Ватанен штурмует Пайс Пик на своем Peugeot 405 T16 с турбонаддувом. В результате финн выигрывает соревнование, устанавливая рекордное время.

 

В фильме много захватывающих кадров: отвесные обрывы, крутые повороты, острые шпильки, где нет права на ошибку. “Climb Dance” стал классикой гоночного видео и получил престижные призы на международных кинофестивалях, популяризируя восхождения на “Пик” во всем мире. В 1990 году фильм получил Гран-При на фестивале де Шамони. В том же году награжден «Серебряным экраном» на фестивале промышленных фильмов и видео в Чикаго и Золотой премией на Международном кинофестивале в Хьюстоне.

 


Ссылка на официальный твиттер канал.

Ссылка на основную публикацию