Ралли-Кросс

Из всех гоночных серий, ралли-кросс наиболее близок по духу российским водителям, привыкшим к резким сменам асфальтового покрытия на грунтовку в повседневной жизни. Не чужды такие форматы треков и международным чемпионатам. Считаясь сравнительно новым видом автоспорта, "Чемпионат Мира по Ралли-кроссу" уверенно расширяет зрительскую аудиторию и состав участников, привлекая титулованных и знаменитых пилотов за руль раллийных болидов.

 

Особенности соревнований

Вне зависимости от национальности чемпионатов все они имеют две характерные особенности, отличающих их от других автоспортивных турниров. Первая, это гоночные трассы, которые частично состоят из твёрдого покрытия, по типу асфальта или бетона, сменяемых участками грунтовой дороги (варианты - с гравийным или песочным покрытием).

 

Вторая – формула проведения соревнований, в которой гонщики разделены по заездам, определяя лидеров по лучшему времени. Победителем становится самый быстрый спортсмен финала, проводимого после полуфинального и квалификационных раундов. При таком подходе «серебряный» призёр может заработать больше зачётных очков чем «золотой» финалист.

 

С остальными автогонками ралли-кросс объединяет деление раллийных машин на классы, в том числе и для водителей-юниоров. Обязательными считаются группы полноприводных «топ-автомобилей» с мощными 500-сильными моторами и «национальные» категории, где представлены популярные «народные» авто, более дешёвые в плане техобслуживания. Все авто, по сути, серийные автомобили, прошедшие омологацию согласно требованиям правил.

 

Как и в других сериях, с целью повышения престижа и рейтинга организаторы пытаются привлечь в соревнования именитых автогонщиков и известных людей. Примером может служить российское первенство и Кубок президента Татарстана на автодроме «Высокая гора», в Казани. Сам же глава, Рустам Минниханов, любит участвовать в этом этапе в роли гонщика, нередко приезжая «к подиуму».

 

Чемпионат России

Российское первенство проводится под эгидой автомобильной федерации РФ на трёх автодромах (Казань, Воронеж, Рязанская область), включая в себя 6-7 ежегодных этапов. Машины разделены на пять категорий, в трёх из которых состязания носят чемпионский статус, а в одной – кубковый. Имеет особенности и система начисления турнирных очков, насчитывая их за квалификационные гонки.

 

Категории участников

  • «СуперАвто»

Это «международный» класс, в котором к гонкам допускаются модифицированные полноприводные авто с объёмом двигателя до 3,5 литров, мощностью порядка 600 лошадиных сил и массой не менее 1,3 тонны. Официально считается Кубком России по ралли-кроссу. Частые гости: VW Golf 4, Peugeot 206, Mitsubishi Lancer Evolution 5 и 9 поколений, Citroen C4.

 

  • «Супер1600»

Также относится к «международным». Соревнуются переднеприводные автомобили с 1,6-литровыми силовыми установками, мощностью около 230 «лошадей» и разрешённым тоннажем до 920 кг. Состязания являются официальным российским чемпионатом и зачастую в них представлены Lada Kalina, VW Polo и «ВАЗ-2108» различных вариаций.

 

  • «Национальный»

За титул чемпиона России борются машины с передним приводом и рабочим объёмом мотора до 1,6 литра, практически лишённые каких-либо доработок. Самые популярные представители: Kia Rio и Lada Kalina.

 

  • «Д2-Юниор»

Юниорская категория в статусе национального первенства, в которой юные пилоты (и даже школьники) соревнуются на автомобилях «Ока» с минимальной снаряжённой массой 680 килограммов.

 

  • «Д2-Н»

Любительская группа, на трассу выезжают отечественные ВАЗ-2108 (вплоть до модели 2115) и их модификации. Они ничем не отличаются от заводских, параллельно используются на общественных дорогах.

 

Трассы

Автодромы для ралли-кросса имеют «смешанное» дорожное полотно, от 35% до 65% которого должен составлять асфальт (бетон или другое твёрдое покрытие), остальное отводится насыпным участкам с гравием, песком или грунтом. Разрешённая ширина от 10 до 20 метров, в поворотах – 25.

 

  • «Белый колодец» (Воронеж)

Дистанция 1,4 км, ширина – от 10 до 14 метров, стартовая прямая – 100 м, движение болидов по часовой стрелке.

 

  • «Высокая гора» (Казань)

Протяжённость 1,03 км, с «джокером» (дополнительным участком) – 1,067, ширина – от 13 до 18 метров, стартовая прямая – 120 м, движение против часовой стрелки.

 

  • «Атрон» (Рязань)

Длина – 1,4 км, ширина – 13-14 метров, 100-метровая стартовая прямая, движение по часовой стрелке. Автостадион не принимает заезды категории «СуперАвто», проводимые на двух других трассах турнира.

 

Спортивный регламент

Гоночный уик-энд российского чемпионата по ралли-кроссу обычно проходит в течении трёх дней. В пятницу проводится свободная тренировка для каждой из категорий, состоящая из заезда как минимум на 4 круга. Для допуска к квалификации водитель обязан проехать хоть один полный тренировочный круг.

 

В субботу проходят 4 раунда квалификационных заездов, каждый из которых сложен из четырёх кругов, а на старт выходят пятёрки гонщиков. Их очерёдность в первом туре определяется путём жеребьёвки, в последующих – временем предыдущего, причём лучшие стартуют в более поздних заездах и могут выбирать исходную позицию. Для финиша и получения баллов требуется преодолеть всю дистанцию, а гонка идёт до «последнего круга», как только финишировал лидер. Отставание в круг полностью аннулирует результат раунда.

 

Обязательным условием стоит проезд через «джокер» (дополнительный участок трека), нарушение правила карается 30-секундным штрафом. Зачётными очками награждаются сразу 16 пилотов: первый получает 16 баллов, далее по убывающей, с уменьшением на 1 для более низкого места.

 

В воскресенье проводятся полуфиналы (6 кругов), если количество прошедших квалификацию достигает 12 (по 6 автогонщиков в заезде) и финальный заезд шести автомобилей на 7 кругов. За стадию 1/2 водителям начисляют от 6 до 1 балла (первый – 6, второй – 5, и так далее), за главную гонку выходных – лидеру 8 очков, 2-е место – 5 и далее в порядке уменьшения до шестой позиции с 1 зачётным очком. В случае, когда в плей-офф квалифицировалось от 11 и меньше водителей проводится финал на 8 гонщиков и 6 кругов, где победитель награждается 10 баллами, второй – 8, третий – 6, до восьмого – с 1 баллом.

 

FIA World RX

Европейский чемпионат WRX (официальная аббревеатура) берёт своё начало в 1973 году, проведя первый турнир за три года до оглашения FIA официальных правил для этого вида автоспорта. Долгое время в серии соревновались два класса – «Touring» и «Grand Touring», получив третью группу в 1990-х годах. В «нулевых» особую популярность получают мощные и скоростные полноприводные автомобили, меняется и их классификация. Теперь в первенстве Европы участвуют категории «Supercar», «Super1600» и «TouringCar».

 

В 2014 году автомобильная федерация решила перевести соревнования в международный статус, организовав на их основе - FIA World Rallycross Championship (Чемпионат мира по ралли-кроссу). Примечательно, что все его 9 этапов проходят на европейских трассах, а за чемпионский титул соревнуются классы «Super1600» и «TouringCar». Он заменил Euro RX (старое название), одновременно представив нового промоутера IMG Motorsports.

 

Спортивный регламент турнира схож с российским, в том числе и в системе начисления призовых очков. Отличается только 6-ю кругами для «стандартного» финала с шестью гонщиками. В техническом регламенте разбежностей практически нет, так как Федерация автоспорта России в своих правилах ориентируется на международнуе.

 

В то же время категория «Суперкар» организовала «внутреннюю» серию "Supercar Championship", проводя ежегодно пять этапов пересекающихся с «мировыми». Каждый год организаторы меняют автодромы на которых они проводятся, чтобы радовать новых болельщиков выступлениями «топовых» автомобилей и гонщиков.

 

Трассы европейского ралли-кросса

  • «Barcelona-Catalunya», Испания
  • «Pista Automovel de Montalegre», Португалия
  • «Jules Tacheny Mettet», Бельгия
  • «Lydden Hill Race Circuit», Великобритания
  • «Lankebanen», Норвегия
  • «Holjesbanan», Швеция
  • «Circuit de Loheac», Франция
  • «Bikernieku Kompleksa Sporta Baze», Латвия
  • «Estering», Германия
 

Популяризация

  • DiRT Rally

Как и каждый вид спорта, ралли-кросс требует «раскрутки» и привлечения внимания зрителей, которые несут повышение престижности и рейтингов серии, приводя в гонки новых спонсоров, а значит и новые деньги для команд, пилотов и организаторов. Одним из таких способов стало создание британскими разработчиками из Codemasters автосимулятора DiRT Rally, подкупающего своим функционалом и продуманностью.

Компьютерная игра вышла для игровых консолей и ПК в 2015-2016 годах и стала одной из самых востребованных в среде поклонников онлайн-гонок. Разработчики дали возможность игрокам настраивать системы автомобиля вплоть до мельчайших деталей, развивать инженерные навыки и профессионализм команды. Радует и реалистичность повреждений машин, их поведение в различных погодных условиях и на разнотипных покрытиях дороги.

 
  • Кен Блок

Другим способом повысить интерес являются пилоты чемпионатов, которые удивляют своим мастерством и рекордными достижениями на треках. Пожалуй, их самым ярким представителем можно назвать калифорнийца Кена Блока, автогонщика и шоумена, поднявшего известность и престиж серии «до небес». В первую очередь американец прославился своими спортивными результатами, придя в 2005 в ралли-кросс и за два года выиграв 8 гонок и 19 подиумов. Он пилотировал Subaru WRX STi в течении пяти лет, сменив «японца» на команду Monster World Rally и машину Ford Fiesta. Уже в дебютном сезоне стал пятикратным победителем "Rally in the 100 Acre Wood".

 

Наибольшую известность Кену Блоку принесла репутация экстремала, прыгавшего на Subaru на 52 метра в длину и 8 в высоту, и умопомрачительные по красоте ролики серий «Джимхана» и «Терракана», в которых гонщик на 650-сильном Ford Fiesta дрифтовал по улицам городов мира, гонялся наперегонки с суперкарами и сбегал от полицейских автомобилей, балансируя на двух колёсах. Покорял пустынные барханы и практически отвесные скалы. За эти «подвиги» культовая Need For Speed сделала его «лицом» игры в 2015. Также, он не однократно появлялся в серии игр - DIRT Rally.

 

Ссылка на основную публикацию

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock detector