Чемпионат мира по кольцевым гонкам туринговых авто

Мировое первенство среди кузовных машин класса туринг проходит в формате шоссейно-кольцевых гонок на специально оборудованных трассах. По популярности, FIA WTCC (World Touring Car Championship ) уступает Формуле 1 и мировому чемпионату по ралли, занимая твердое третье место. Мировой туринг проводил этапы по всему миру, увеличивая число поклонников, а с 2018 года объединен с TCR.

 

Возникновение

Кузовные гонки были популярны в Европе, а участники соревновались в формате чемпионата ЕТСС (European Touring Car Championship) разбитого на несколько групп. Группа А стала родоначальником новой серии вышедшей за пределы Европейского континента. Первые заезды чемпионата WTCC прошли в 1987 году в Европе. В Австралии прошли два, в Новой Зеландии и Японии по одному. Туринговый чемпионат оказался популярным и стал угрожать королевским гонкам - Ф1, в результате чего ФИА пожертвовала успешным проектом решив закрыть его.

 

Реанимировали кузовные гонки на шоссейно-кольцевых трассах в 1993 в формате Кубка мира. Новые автогонки не получили былой популярности – ФИА, опасаясь повторения ситуации 1987, предложила очень неудобный регламент. Через 3 года соревнования перестали проводиться как бесперспективные.

 

Новая эра начинается с 2001 года. Учитывая неослабевающий интерес к кузовным сериям, федерация решила вернуться к поддержке европейского ЕТСС. Раскрутка продолжалась до 2005 и серию сделали Чемпионатом мира, переименовав в WTCC. В эти годы доминировала БМВ и ее ведущий спортсмен британец - Энди Приоль.

Спортивный регламент

Соревнования проводились в уик-энд и проходили в два или три дня. На европейских этапах в пятницу: свободная практика, на других континентах – смещалась на субботу. По действующим правилам квалификация проводилась в три сегмента и длилась 20 минут, в которой принимали участие все машины. По итогам прохождения 2-х кругов отбиралось 12 пилотов, из которых в течение 10 минут определяли пять сильнейших. Третий сегмент определял владельца поул-позишн по количеству очков, полученных по итогам квалификации.

 

Отличием WTCC являлось начисление баллов за удачные квалификационные заезды. Владельцу поула начисляли 5 очков, второе место – 4 очка, за 5 – 1 очко. Это заставляло команды бороться несмотря на нюансы при старте.

 

Автогонка проходила в воскресенье после свободных практик и делилась на две части. Сначала машины расставляли на стартовой решетке согласно результатам показанным в квалификации. Вторая часть тоже учитывала квалификационные результаты, но первая десятка машин выстраивалась в обратном порядке. Спортсмен занявший в квалификации 10 место стартовал с первого, 9 – со второго и так до владельца поул-позишн, стоящим десятым на стартовой решетке. Позиции с 11 расставлялись в обычном порядке. Старт обоим заездам давался с места, хотя изначально этап стартовал с хода, подобно НАСКАР. Гонка проводилась на определенное (для каждого автодрома разное) количество кругов. По результатам, не сошедшим с трассы участникам начисляли очки по системе ФИА, утвержденной в Формуле 1:

Место12345678910
Очки251815121086421

Очки начислялись отдельно за каждый из заездов, а в течение гоночного уик-энда можно было заработать 55 пунктов. В абсолютном зачете учитывались все участники, включая частные команды составлявшие половину всего пелетона, которые не смогли сравниться с заводскими, поэтому для них учреждался дополнительный независимый зачет. С 2010 гонщиков-дебютантов и набравших наибольшее количество быстрейших кругов учитывали дополнительно, также как и участников трех китайских этапов (с 2013 года).

 

В 2018 планировалось слияние WTCC и TCR в новую серию - WTCR, с многоуровневой поддержкой на основе многочисленных национальных чемпионатов. Участие будут брать частные команды. От двух команд сможет участвовать до 26 машин. Уик-энды будут проходить в два дня с тремя гоночными заездами. В каждом будет своя система начисления очков. За победу в первом заезде победитель получит 27 баллов, втором – 25, третьем – 30. Очки будут распределяться среди десяти мест по обновленной системе. Это повысит интерес и обострит борьбу.

Технический регламент

В соревнованиях брали участие все известные производители. Наибольших успехов добились БМВ, Шевроле, Сеат, Ситроен, Хонда, Форд.

 

С 2005 авто подразделялись на 2 основных класса:

  • Super 2000

Кузовные модели хэтчбек или седан с моноприводом. Атмосферные бензиновые моторы объемом 2.0 л, до 6 цилиндров. Мощность от 270 до 290 лошадиных сил при крутящем моменте 230 Н∙м.

 

  • Diesel 2000

Аналогичные Super 2000 кузова, машины комплектовалиь дизельными двигателями объемом 2.0 л, с четырьмя цилиндрами. При мощности до 260 л.с. они имели крутящий момент 425 Н∙м, конкурируя с бензиновыми силовыми агрегатами.

 

С 2011 в регламент внесли изменения, участники перешли на двигатели объемом 1.6 л с турбонаддувом. Мощность увеличилась до 380 л.с., а момент сил до 440 Н∙м. Теперь машины разгонялись до 300 км/ч. Применяли 6-ти ступенчатые секвентальные трансмиссии.

 

Ходовая часть осталась как у серийной модели, допускалось применение спортивных элементов с повышенной прочностью – пружин, шаровых опор, стабилизаторов и стоек амортизаторов. Клиренс – не менее 80 мм. Разрешены омологированные аэродинамические обвесы от сторонних производителей. Поддержка чистоты окружающей среды – обязательство WTCC, все автомобили работали на биоэтаноле или биодизеле. Старые версии автомобилей с двигателями 2.0 допускались только на азиатские этапы для повышения зрительского интереса, они шли в отдельном зачете.

Российская команда и этап в WTCC

Постоянный участник чемпионата - Lukoil Lada Racing Team. В 2016 команда соревновалась на Лада Гранта СПОРТ и показывала высокий результат. В 2017 появилась Lada Vesta ТС1 – более легкая и мощная, доработанная по сравнению с предыдущей моделью.

 

 

Команда прогрессирует, основной пилот Ник Катсбург в этом сезоне 2017 года дважды побывал на подиуме, трижды оказывался в пятерке лучших на квалификации. При полном доминировании Ситроена это выдающееся достижение. Сезон он закончил седьмым. Успех команды налицо и ее руководители готовы сделать следующий шаг, поборовшись за чемпионство.

 

В России проводился гоночный этап WTCC на автодроме "Moscow Raceway", расположенного в Подмосковном городе Волоколамск. Длина круга составляет 3,391 км, гонка 16 кругов, за уик-энд проводилось две свободные практики, квалификация и два гоночных заезда. Соревнования традиционно в начале июня. Предполагалось, что они войдут и в обновленный календарь WTCR.

Известные пилоты

• Себастьян Леб – французский гонщик, 9-ти кратный чемпион мира в ралли, выступает на автомобилях Ситроен.

• Иван Мюллер – французский пилот, четырежды побывал чемпионом WTCC на Шевроле Круз. Именно после него в списке сезона 2017 значится Ник Катсбург на Ладе.

• Джанни Морбиделли – итальянец, четыре сезона выступал в Формуле 1.

• Габриэле Тарквини – итальянский автогонщик, выступал в серии до 52 лет, в 2009 стал победителем на Сеат.

Ссылка на основную публикацию

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock detector