Милле Милья

Знаменитая гонка проводимая в Италии на дорогах общего пользования в начале и середине прошлого века. В буквальном переводе означает "тысяча миль": первоначальная длина трассы 1500 км или 1000 римских миль. В общей сложности соревнование на выносливость проводилось 25 раз (1927-1957 гг. с перерывом во время Второй мировой войны). За это время в гонке приняли участие автомобили всех главных итальянских и многих зарубежных авто производителей. С конца 70-х соревнование возродилось в формате гонок классических автомобилей.

Зарождение гонки

Впервые Mille Miglia стартовала 26 марта 1927-го будучи организованой друзьями - А. Маджи и Ф. Мацотти - совместно со спортивным менеджером Р. Кастаньето и журналистом Дж. Канестрини. Так они отреагировали на перенос итальянского Гран-при из родного города - Брешии. Заручившись поддержкой влиятельных спонсоров организаторы выбрали гоночный маршрут из Рима в Брешию разработав первые правила в истории соревнования.

 

Регламент современной Милле Милья сильно отличался от сегодняшнего. В начале на старт выходили самые маленькие и медленные машины, таким образом удавалось максимально сократить время проведения соревнований. Дороги общего назначения на время гонки не перекрывались и организаторам приходилось устанавливать для пилотов специальные указатели. Позднее такой знак (в виде стрелки) стал символом Mille Miglia.

 

С 1949г. машины получали стартовые номера соответственно стартовому времени. Так, в 1955 г. гонщик С. Мосс в сопровождении штурмана Д. Дженкинсона получили номер 722, из-за старта в 7:22 утра, тогда как первые автомобили начали соревнования еще с вечера прошлого дня. На первых этапах даже победителям требовалось не менее 16 часов для преодоления маршрута, а большинству приходилось стартовать до полуночи, чтобы прибыть к месту назначения уже после заката, на следующий день.

Довоенный период

В марте 1927 г., на старт первой Mille Miglia вышло 77 спортивных авто, и все представляли Италию. Из них только 51 экипажу удалось пересечь финишную черту. Стартовый взнос за участие составлял всего 1 лиру, а расстояние в 1618 км от Брешии до Рима, победителям удалось проехать за 21 час 5 минут. Первым триумфатором стал итальянец Дж. Моранди со своим штурманом Ф. Минойей.

 

В 1930 году гонку выиграл Т. Нуволари на Alfa Romeo. Он стартовал за спиной своего главного соперника А. Варци, где и провел большую часть гонки. В предрассветном тумане Нуволари, преследуя лидера с выключенными фарами и невидимый в зеркалах заднего вида, обогнал Варци перед самым финишем в Брешии, став победителем. На гонке традиционно доминировали пилоты-итальянцы на моделях автомобилей местных производителей. Некоторую конкуренцию им оказывали лишь немецкие гонщики. Первым из них был Р. Караччиола на Мерседесе, который со своим штурманом В. Себастианом выиграл гонку в 1931 году. Средняя скорость победителя впервые перевалила за отметку 100 км/ч. Победа немца стала большим сюрпризом, т. к. он не заручился спонсорской поддержкой. В его команде даже не хватало механиков на пунктах обслуживания.

 

Яркий след в истории гонки оставил Ганс Геррманн, на авто под номером 704, на ранних этапах его считали быстрейшим. Когда он управлял Porsche 550 Spyder в 50-е годы, гонщику удалось опередить скоростной поезд направляющийся в Рим. Поскольку гоночная машина была низкой, приближаясь к железнодорожному переезду Ганс не сразу увидел опускающийся шлагбаум. Осознав, что тормозить поздно Геррманн заставил своего штурмана пригнуться, надавил на газ и автомобиль проскочил под закрывающимся шлагбаумом, прямо перед поездом, на глазах у изумленной публики.

 

 

Послевоенный период

С 1947 года соревнования возобновились в первоначальном формате. Местные гонщики продолжали доминировать но в 1953-м снова напомнили о себе немцы. Экипаж в составе пилота К. Клинга и штурмана Г. Кленга на Mercedes Benz 300 SL занял второе место, а Караччиола финишировал четвертым. Среди иностранцев поднимавшихся на подиум Mille Miglia в начале второй половины века были Х. М. Фанхио, П. Коллинс и В. фон Трипс. В 1955 г. Мерседес снова вознамерился победить в престижной гонке. На этот раз немецкий концерн хорошо подготовился создав мощный спорткар - Mercedes Benz 300 SLR на базе болида Формулы 1, возглавлял экипаж английский пилот Стирлинг Мосс. В то время как команды Мерседеса прибегали к помощи своих штурманов, аргентинец Фанхио пилотировал машину сам (из-за трагической гибели напарника в гонке по Южной Америке), его примеру последовали и другие.

 

Иностранцам приходилось соперничать с местными командами, которые знали трассу намного лучше. Совершая разведовательные круги на трассе штурман Мосса - Д. Дженкинсон начал делать пометки на рулоне бумаги, затем во время гонки давал пилоту руками закодированные сигналы. Всего их было 15. Это позволило существенно нивелировать преимущество итальянских гонщиков и в последствии подобная практика стала обыденностью для всех раллийных гонок. Английский экипаж Мерседеса прибыл в Брешию первым, установив сразу несколько рекордов. Время победителей составило 10 часов и 8 минут, средняя скорость машины превысила 157 км/ч.

 

Закрытие и возрождение

Продолжение гонки оказалось под вопросом в результате инцидента и в 1957 году Mille Miglia была закрыта. В результате взрыва шин, крупнейшая авария в деревне Гвидицолло унесла жизни 11 человек: пилота Альфонсо де Портаго, пилотировавшего Ferrari, штурмана Э. Нельсона и 9 зрителей стоявших у обочины (пятеро из которых были дети). Портаго хотел выиграть гонку любой ценой, стремясь получить преимущество над соперниками сильно затянув со сменой резины. Виноватыми в инциденте сочли команду Ferrari. За 30 лет проведения соревнований (с 1927 по 1957 гг.) гонка стоила жизни 56 людям, включая гонщиков и болельщиков.

 

В конце 1950-х годов соревнование возобновилось в формате раллийного этапа. Он предполагал несколько специальных участков соединенных дорогами общественного пользования, где машины двигались на максимальной скорости. В таком виде соревнование проводилось всего 3 года и снова закрыто в 1961-м.

 

Следующая реинкарнация гонки состоялась в 1977 г., в качестве парада раритетных авто принимавших участие в соревнованиях до 1957 года. Для преодоления знаменитого маршрута машинам требуется 7 дней. Здесь превыше всего соблюдение скоростного режима, а не победа любой ценой. Гонку предваряет парад классических машин собирающий толпы зрителей.

 

 

Mille Miglia как бренд

Владельцем знаменитой торговой марки является Автомобильный Клуб Брешии, а имя гонки активно используется в коммерческих целях. Например, так называется марка курток созданных на основе верхней одежды автогонщиков начала XX века. В капюшон куртки вмонтированы большие старомодные гоночные очки, а на рукаве сделан специальный круглый вырез, чтобы можно было смотреть на часы.

 

Официальным хронометристом и спонсором парада "Mille Miglia Storica" является часовая фирма Chopard. Компания использует бренд для продвижения линии спортивных наручных часов.

 

Авиакомпания Alitalia назвала именем гонки программу лояльности клиентов, по которой они могут оплачивать полеты с помощью накопленных баллов, а авто производитель Chevrolet использовал бренд для продвижения своей модели Corvette.

Ссылка на основную публикацию

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock detector