Класс Формула 3 создан ФИА в 1950 году с целью «обкатки» молодых гонщиков претендующих на переход в Формулу-1. В разные годы в этой категории формулы участвовали такие выдающиеся чемпионы, как братья Шумахеры, Айртон Сенна, Дэвид Култхард, Льюис Хэмилтон, Жан Алези, Дэймон Хилл, Мика Хаккинен и Эдии Ирвайн. Главное отличие Ф-3 от старших категорий заключается в отсутствии единого мирового кубка, соревнование проводится в различных классификациях и категориях.
Содержание
История возникновения чемпионата
После неудачных попыток создания Формулы-500, в 1950 году в Германии состоялись первые гонки на автомобилях с двигателем объемом 500 кубических сантиметров (аналог мотоциклетных двигателей). Тогда же было проведено первое Гран-при Формулы 3 в Монако. Уже в следующем сезоне новая серия дебютировала в Великобритании. Первым чемпионом британской серии стал Эрик Брэндон на автомобиле «Купер».
В течение 3-х лет британская Ф-3 носила хаотичный характер. В сезоне-1954 был создан Британский спортивный автомобильный клуб организовавший полноценные национальные автогоночные соревнования.
История формулы 3 свидетельствует о том, что в середине XX столетия проводились национальные чемпионаты Дании, Италии и Финляндии. На межнациональный уровень эти соревнования вышли лишь в 70-х годах.
В 1975 году начался розыгрыш Чемпионата Европы F-3. Особенностью розыгрыша являются возможность использования 2-литровых двигателей. Эти правила, введенные 1974 году, сохраняются и по сей день.
Автомобили и их характеристики
Ф-3 выдвигает такие требования к автомобилям:
- максимальная ширина – 185 см
- минимальный вес – 550 кг
- колесная база не меньше 200 см
- команды не могут использовать в автогоночных сессиях систему контроля тяги, активную подвеску и телеметрию
- объем двигателя не должен превышать 2000 кубических сантиметров
- максимальная ширина колес – 29,2 см, диаметр – 33 см
- гонщики формулы 3 могут использовать лишь МКПП.
Несмотря на розыгрыш кубка конструкторов, в данной категории автоспорта существуют серьезные ограничения касающиеся технических характеристик гоночных автомобилей. Одним из таких ограничений является тот факт, что новую модель шасси производят раз в течение трех лет. У всех участников установлены одинаковые шасси – Dallara F317.
Двигатели делают сторонние производители. Командам остается лишь выбрать подходящего поставщика. В результате ограничений F-3 принято считать моноклассом в котором большинство команд использует двигатели Mercedes. В последнее время конкуренцию «Мерседесу» стараются навязать компании Volkswagen, Toyota и Opel.
Еще одно ограничение – в F-3 участвуют лишь автомобили с открытыми колесами. При этом рулевое управление и привод только на 2 колеса. Среди прочих ограничений можно отметить необходимость использования механической КПП (максимум 6 передних передач).
Чемпионаты и гоночные серии
Формула 3 условно разделена на 2 основные категории:
- действующие чемпионаты
- внезачетные гонки.
Самым популярным действующим чемпионатом считается Евросерия Formula-3. Эта автосерия создана на базе основоположников класса Ф-3 – чемпионатов Германии и Франции. В сезоне-2005 чемпионом Евросерии стал будущий чемпион Формулы-1 - Льюис Хэмилтон. В гонках Ф-3 становились чемпионами такие известные пилоты, как Роман Грожан, Нико Хюлкенберг, Пол ди Реста и Жюль Бьянки.
Сегодня гонщики соревнуются в Бразильской, Британской, Японской, Европейской и Австралийской Формулах. Победы в этих соревнованиях позволяют получить суперлицензию FIA, которая предоставляет право пилотировать гоночные автомобили F-1.
Категория внезачетных гонок представлена Гран-при Макао, Masters серией, а также гонками в По и Монако. Наибольшую историческую значимость имеет гран-при Макао, проводимое на уличной трассе. Победителями этого гран-при становились Аертон Сенна (1983), Михаэль Шумахер (1990), Дэвид Култхард (1991), Ральф Шумахер (1995), Такума Сато (2001) и Лукас ди Грасси (2005). Действующим победителем является британец Дан Тиктам. Известные чемпионы есть не только в соревнованиях гран при Макао, но и в гонках Masters. Победителями этих автогонок становились Йос Ферстаппен (1993), Нико Хюлькенберг (2007), Жюль Бьянки (2008), Валлтери Боттас (2010) и Макс Ферстаппен (2014).
Россия и Формула 3
Самым ярким представителем России в серии Формула 3 является Егор Оруджев. В сезоне-2014 этот автогонщик выступал за команду Carlin Motorsport в британской Ф-3. На счету Егора 3 гонки, одна из которых завершилась его триумфом. Победа Оруджева состоялась на легендарной британской трассе Сильверстоун.