Формула БМВ

Многие любители отечественного автоспорта имеют малое понятие о юниорском чемпионате Formula BMW, дающем возможность молодым пилотам попробовать себя в динамичных «формульных» гонках. В отличие от своих конкурентов, он более скоростной за счёт технических условий, как следствие более динамичный и зрелищный. Гонщики-победители получают возможность участвовать в тестовых заездах на болидах F1 и стать их постоянными пилотами. Доказательством этому служат Н. Росберг и С. Феттель, ставшие чемпионами и заработавшие имя в «Королевских гонках». Серия прекратила свое существование в 2013 году.

 История возникновения чемпионата

Концерн BMW не только интересовался миром «формульных» гонок, но и активно участвовал в их развитии. Компания достигла ряда успехов в «Формуле-2» и «Формуле-3», производя двигатели для гоночных болидов с открытыми колесами. Наибольший успех ей принесло сотрудничество в 70-х годах с британской March Engineering - командой, довольно успешно участвовавшей в Formula-1 на болидах собственного производства.

 

В начале 90-х BMW возвращается в «юниоры» и становится производителем двигателей для лиги ADAC. Победителем в дебютном 1991 году становится Кристиан Абт, а интерес к турниру начинает возрастать. При этом официально считается, что серия создана подразделением BMW Motorsport в 2001 году, а первый заезд состоялся на гоночной трассе Хоккенхаймринг (Баден-Вюртемберг, Германия) в апреле следующего года.

 

Участие в юниорской серии даёт возможность молодым пилотам проявить себя в «больших» гонках и продолжить карьеру в «формулах» разного уровня. Гонщики также получали шанс участвовать в тестах Formula-1 и сделать себе имя в «высшей лиге», но для этого было необходимо оказаться вверху турнирной таблицы основного чемпионата и показать себя в качестве самого успешного пилота на Всемирном финале.

 

Яркий пример – Нико Росберг, дебютировавший в формуле BMW в 2002 году в качестве пилота команды "Team Rosberg", созданной его отцом - бывшим чемпионом Формулы-1. Команда достигла успехов, а немец выиграл свой первый чемпионат, и уже в 2006-м выступал в «Формуле-1», в которой стал чемпионом в 2016-м.

 

Чемпионат и требования к пилотам

Чтобы стать пилотом и участником чемпионата, необходимо было достичь 15-летнего возраста и не иметь никакого опыта выступлений в международных сериях (в расчёт не берётся только картинг). Обязательным являлось наличие гоночной лицензии международного образца (выдаётся – FIA) категории C и ниже, и получение «фирменной» от BMW Motorsport. Для этого необходимо пройти обучающий курс в одном из двух гоночных центров, расположенных в Бахрейне и Испании (Валенсия). В программу входило обучение навыкам вождения и технической грамотности, менеджменту и медиа-навыкам, спортивные тренировки и основы здорового образа жизни и питания.

 

Ежегодно концерн оплачивал пять стипендий для талантливых молодых гонщиков 15-18-летнего возраста. В зависимости от региона, им выдавался грант для участия в серии (в Британии – 35 тысяч фунтов, Азии – 40 тысяч долларов, США – 50 тысяч).

 

 

Особенности

Formula BMW является «скоростной» серией, в отличие от Formula Ford, где не используются «сликовые» покрышки и антикрылья, которые обеспечивают лучшую аэродинамику и большую скорость гоночного болида. Конструктором и производителем шасси выступал Mygale. Французская компания работала в сотрудничестве с Designworks/USA, занимающейся дизайном автомобилей и принадлежащей BMW Group. Болиды производились из кевларовых композитов, а их длинна чуть менее 4 метров – 3,975.

 

Организаторы строго следили за двигателями, которые опечатывались во избежание постороннего вмешательства с целью модификаций. Это были агрегаты от «мотоциклетного» отдела BMW на 1171 л.с., обслуживанием которых занималась исключительно немецкая Schnitzer Motorsport. Запрещались изменения в конструкциях шасси, но разрешалось настраивать «под себя» подвеску, передаточное число, антикрылья и балансировать тормозную систему.

Технический регламент расписание гоночного уик-энда

В чемпионате предусматривалось точное, ограниченное и одинаковое для всех участников количество дней для проведения тестовых заездов, стоимость которых впоследствии компенсировалась организаторами. Для контроля на этапах чемпионата бортовые «самописцы» собирали и регистрировали статистическую информацию, чтобы правила не нарушались в перерывах между уик-эндами.

 

Каждая команда имела 40-минутную возможность для свободных заездов на гоночном уик-энде, только если он не является гонкой поддержки в рамках Гран-при Европы. Право на участие и стартовая позиция определялись во время 20-минутной квалификации, где пилотам необходимо показать 130-процентный результат от лучшего времени круга. Если во время уик-энда проводилась одна квалификация, то в расчёт бралось второе лучшее время автогонщика. Призовая гонка проходила с разогревочным кругом и рядом ограничений: движение разрешалось только позади пейс-кара, строго на квалификационных позициях, не совершая непредвиденных и рискованных манёвров.

 

Количество этапов и призовых гонок на них зависело от региона проведения чемпионата, но всегда состояло из 60-ти километровых заездов каждый, а количество кругов зависело от конкретной трассы. Если гонка в течении 30 минут не заканчивалась, ее останавливали после финиша на последнем круге. Пилоты получали зачётные очки лишь в том случае, когда проезжали не менее 75% положенной дистанции. 20, 15, 12 очков начислялись за первые три места на подиуме, 10, 8, 6 – за четвёртое-шестое место, седьмые-десятые места – от 4 до 1 балла по убывающей. В зависимости от результатов выступлений, по итогам сезона пилоты получали возможность выступить на Всемирном финале и сесть за руль болида «Формулы-1».

 

Чемпионаты

Юниорская Formula BMW состояла из 4 региональных чемпионатов, отличающихся регламентом. В Азии турнир проводился в 6 этапов (четыре гонки каждый), в Великобритании – 4 этапа по два призовых заезда, США и Германии – по 9 и 7 этапов.

 

Германия

Чемпионат Германии в серии проводился под эгидой ADAC (общественная организация немецких автолюбителей, являющаяся крупнейшей в Европе) с 1991 года, а его первым чемпионом стал Кристиан Абт. Одна из ключевых фигур, выросших из Formula BMW - немец Себастьян Феттель, представляющий в настоящее время команду Scuderi Ferrari, ставший 4-кратным победителем «Формулы-1».

 

Великобритания

Британский чемпионат быстро завоевал популярность на Туманном Альбионе. Начался в 2004 году, а уже в 2005-м принял 28 команд. Именно в этот Чемпионат отдал сыновей Лео и Грега титулованный автогонщик Найджел Мэнселл. В 2008 году чемпионат Великобритании объединили с германским в пользу организации общеевропейского турнира.

 

США

Американский чемпионат проводился с 2004 по 2009 годы. Внимание американских гонщиков привлекла возможность продолжить карьеру в «Формуле-1», но впоследствии традиционные для США автогонки (NASCAR, IndyCar) отвоевали свои позиции популярности и сделали проведение чемпионата неактуальным (в последнем сезоне участвовало только 13 команд).

 

Азия

На фоне роста популярности автомобильного спорта в 2003 году сформирован Азиатский чемпионат Formula BMW.  Этапы проводились в Малайзии, Макао, Китае, Таиланде и Сингапуре.

 

Formula BMW в составе Race Of Champions

Ежегодно в рамках «Гонки чемпионов», где соревноались пилоты различных категорий гоночного автоспорта, BMW представляло пилотов своей серии. Так, в 2005 году во Франции победил канадец Роберт Викенс, дебютант «Формулы» того года в США.

Ссылка на основную публикацию

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock detector