Формула Е

“ABB FIA Formula E Championship” – класс автогоночных соревнований среди электромобилей с открытыми колесами, организованный в 2012 году, проводится FIA. Соревнования созданы с целью популяризации и продвижения болидов на электрической тяге и разработки передовых технологических решений в данной области.

 

История возникновения E-Prix

Концепция Формулы E разработана в 2012 году. Франкфуртский автосалон 2013 года представляет прототип электрокара спроектированный Spark Racing Technology, который использовался командами в дебютного сезоне. Первое Е-при провели 13 сентября 2014 года в городе Пекин.

 

Соревнования в этом классе называют электрической Формулой 1. Ричард Бренсон (известный предприниматель и владелец команды DS Virgin Racing) считает:

Если Е-автоспорт будет развиваться такими же темпами, через 10 лет обгонит старшего собрата по популярности

В соревнованиях участвует 10 команд (в пятом сезоне 11), в каждой из которых по 2 гонщика. Она начинала с 10-11 гонок, в сезоне 17-18 гг. – 14 Гран-при.

 

“Формула Е” интереснее владельцам команд чем F1 исходя из экономических соображений. Сезон обойдется всего в 4-5 млн фунтов стерлингов, тогда как в “Королеве автоспорта” придется выложить больше 100 млн фунтов. Серия становится привлекательной и для гонщиков. Сюда приходят как молодые таланты, так и взрослые гонщики с опытом в Формуле 1.

 

Особенностью серии является необходимость замены автомобиля в середине гонки, так как электрического заряда на весь путь не хватает (в пятом сезоне будет использована 1 машина). Пит-стоп происходит по истечении полу-часа после старта. Чтобы сократить расходы команд во время гонки, для обслуживания автомобиля, допускается только 8 человек в число которых не входят инженеры занимающиеся двигателем.

 

Команды и компании

  • Spark Racing Technology – Конструирование, производство и сборка автомобилей
  • McLaren – Разработка, производство и поставка двигателей, трансмиссий и электроники
  • Williams – Проектирование, сборка и поставка электрических батарей
  • Dallara – Разработка шасси машин Формулы Е
  • Renault – Экспертиза автомобилей
  • Tag Heuer – Хронометрист
  • Michelin – Поставщик шин

 

Автомобили, команды и участники

В сезоне 2017-18 гг. в серии принимают участие следующие Е команды и гонщики:

  • Audi Sport ABT Shaeffer (Германия). Пилоты А. ди Грасси (Бразилия), Д. Абт (Германия).
  • Venturi Team Формула E (Монако). Э. Мортара (Швейцария), М. Энгель (Германия).
  • DS Virgin Racing (Великобритания). С. Берд, А. Линн (оба – Великобритания).
  • Panasonic Jaguar Racing (Великобритания). Н. Пике мл. (Бразилия), М. Эванс (Австралия).
  • Dragon Racing (США). Н. Джани (Швейцария), Ж. д’Амброзио (Бельгия).
  • Renault e.dums (Франция). Н. Прост (Франция), С. Буэми (Швейцария).
  • NIO Формула E Team (Великобритания). Л. Филиппи (Италия), О. Терви (Великобритания).
  • Techeetah (Китай). А. Лотерер (Германия), Ж.-Э. Вернь (Франция).
  • Mahindra Racing (Индия). Ф. Розенквист (Швеция), Н. Хайдфельд (Германия).
  • MS&AD Andretti Formula (США). E. К. Кобаяши (Япония), А. Ф. да Кошта (Португалия).

ТТХ болидов 4-го сезона и их Конструкция

Электромобили уступают своим собратьям из Ф1 по темпу, но их отставание не критично. Болиды Формулы Е развивают максимальную скорость 225 км/ч (она ограничена FIA).

 

У автомобилей высокий клиренс и регулируемая подвеска, подходящие под городские трассы. Аэродинамика позволяет атаковать с помощью слипстрима. Применение высоких технологий сочетается с ограничением расходов. Используются композитные материалы, но не ультрадорогие углеродные волокна.

 

  • Габариты

Максимальные габариты болида Формулы Е:

– длина – 500 см

– ширина – 180 см

– высота – 125 см

  • Силовая установка

Пиковая мощность — 200 кВт (270 л.с.) используется только в свободной практике и квалификационных заездах. Во гонке используется энергосберегающий режим (180 л.с., 133 кВт). Для обгонов применяется кнопка «Push to Pass». Начальное ускорение от 0 до 100 км/ч производится в 3 секунды. Предельная скорость (расчетная) — 225 км/ч. Используются силовые установки от официального поставщика — McLaren с приводом на заднюю ось. Трекшн-контроль находится под запретом.

 

  • Тяговая батарея

Поставляет электроэнергию силовой установке по электрической цепи.

  • Система хранения энергии (RESS)

Должна удовлетворять ряду требований: соответствие техническому регламенту FIA; максимальный вес ограничен (не более 200 кг).

 

  • Шасси и КПП

Официальным поставщиком шасси в Формулу Е является Dallara. Все элементы сделаны из композитных материалов с использованием углерода. Последовательный тип переключения скоростей.

  • Тормоза, Резина и колесные диски

Гидравлический тип. Выбор материала предоставляется командам. Официальный поставщик шин – компания Michelin. Используется 2 типа резины: слик (сухая погода) и дождевая с высоким протектором. Диаметр шин в Формуле Е не первышает 65 см для передних и 69 см для задних колес.

 

  • Электроника

Поставщиком электронных систем для всех команд является McLaren. Использование телеметрии запрещено.

  • Подвеска

На передних колесах – торсионная подвеска, на задних – пружинная. Регулировка клиренса, сход/развал.

E-prix 2017-2018

  • Формат гонок

Свободные заезды, квалификация и гонка в Формуле Е проводятся за один день, чтобы уменьшить расходы и не перекрывать городские улицы на весь уикэнд.

  • Свободные заезды

Открывают гоночный уикэнд. Они предназначены для знакомства с трассой и настройки автомобиля. Первая сессия длится три четверти часа, вторая – полчаса. Гонщик вправе использовать обе машины.

  • Квалификация

Проводится в полдень и длится около 60 минут. Гонщиков распределяют на пятерки, у каждой из которых в распоряжении 6 минут, для установления лучшего времени. По итогам квалификации формируется стартовая решетка.

 

  • Гонка

Приблизительная длительность гонки Формулы Е – 45-55 минут. Каждый пилот совершал регламентированный пит-стоп для смены машины. Минимальное время остановки на пит-лейн регламентировано в целях безопасности и отличается на каждой трассе (отменено в середине четвертого сезона). Смена шин (если они не повреждены) во время пит-стопа запрещена. Максимальная мощность в ходе гонки ограничена 180 кВт (в 2018-2019 годах – увеличена).

 

  • Чемпионат

В сезоне 2017-18 гг. Формулы Е предусмотрены рекордные 14 гонок. Два первых заезда проведены в начале декабря в Гонконге. Первую гонку выиграл С. Берд, а вторую – Ф. Розенквист. Кроме Гонконга, проводились этапы в Марракеше, Сантьяго, Мехико, Пунто-дель-Эсте, Риме, Париже, Берлине, Цюрихе и Нью-Йорке.

 

  • Система начисления очков

Баллы начисляются первым десяти финишировавшим гонщикам Формулы Е по стандартной для FIA системе: первый получает 25 очков, второй – 18, третий – 15, четвертый – 12, пятый -10, шестой – 8, седьмой – 6, восьмой – 4, девятый – 2, десятый – 1. Дополнительно 3 очка получает победитель квалификации, и еще одно начисляется за лучший круг в гонке.

  • Аварии и столкновения

Страшная авария произошла в первом же сезоне в результате столкновения Н. Хайфельда и Н. Проста, в Пекине. Немецкий пилот прошел своего соперника слипстримом, но француз это не оценил и резко вывернул руль влево. Болид Хайдфельда бросило на защитное ограждение, и он перевернулся. Авария не обернулась фатальными последствиями, и Нику удалось вернуться обратно в гонку. В целом Formula E, из-за узких трасс и часто молодых не опытных пилотов, является контактным спортом с большим количеством аварий.

 

Чемпионат как двигатель прогресса

  • Eprix и киберспорт

Формула Е не ограничивается только гонками и упорно вторгается в виртуальное пространство. В начале 2017 года в Лас-Вегасе организовали событие в котором приняли участие 20 пилотов и 10 болельщиков. Они проехали виртуальную гонку по улице города – Лас-Вегас Стрит сидя в гоночных креслах в Венецианском отеле. Посмотреть трансляции всех гонок можно на официальном сайте Формулы Е.

 

Россия и E-prix

  • Этапы, проводимые в России

Формула Е дебютировала в Москве 6 июня 2015 года этапом у стен Кремля. Его выиграл Себастьян Буэми. В сезоне 2017-18 гг. этапа Formula E в Москве не планировалась. На электрических болидах гонщики российского происхождения еще не отметились, но специалисты не исключают появление Даниила Квята.

E-prix 2018-2019

Болид ePrix пятого сезона

Сегодня эти соревнования официально признаны FIA как высший класс автогонок электромобилей с открытыми колесами.

Командный состав

Изменения сезона 18-19 гг. коснулись не только технического регламента но и команд-участников. Участие принимали заводские команды BMW, Mercedes и Nissan.

  • Компания BMW решила провести сезон в качестве производителя, в сотрудничестве с Andretti Autosport.
  • Mercedes – подразделение HWA, вошло в чемпионат установив техническое партнерство с Venturi. Соглашение подразумевало, что HWA получит силовые установки Mercedes в качестве “испытательного полигона” перед его вступлением в сезоне 2019-20 годов, как заводской команды.
  • Nissan, в содружестве с DAMS, стала участником чемпионата заменив компанию-партнера Renault. По заявлениям Рено, причиной ухода стало желание сосредоточить все свои силы на программе Formula 1.
  • Techeetah заменила трансмиссию от Рено на DS Automobiles, закономерно став партнером DS Performance. В тоже время Virgin Racing начали использовать трансмиссию от Audi.
  • Экс-пилот F1 Фелипе Масса дебютировал в Furmula E в команде Venturi.

Перемены в календаре сезона

  • В 5-м сезоне “Электрическая Формула” вернулась в Монако. Этап получил название “Monaco ePrix” и был проведен совместно с “Историческим Гран-при Монако” (проходящим 2 раза в году). На этапе была использована полная конфигурация трассы Circuit de Monaco, ранее в Формуле Е использовалась её укороченная версия.
  • Гонка в Саудовской Аравии, на городской трассе Эд Дирия в Эр-Рияде стала дебютной для Formula E. Мероприятие сменило в календаре Гонконгский этап ePrix.
  • Ранее включенный в календарь июньский этап в Сан-Паулу все же удалили из календаря.
  • “Santiago ePrix” был удален из календаря пятого сезона после дебюта в четвертом.
  • В календарь включили гонку в Хайнане. Ранее Китайский этап проводился в Пекине.

Изменения в техническом регламенте

Использованное с момента основания чемпионата шасси Spark-Renault SRT_01E заменили совершенно новым, также разработанным Spark Racing Technology. Модель представленная в марте 2018 года на “Geneva International Motor Show” получила название SRT05e.

  • Заднее антикрыло заменено аэродинамическими элементами являющимися неотъемлемой частью шасси (как в IndyCar).
  • В качестве батареи использовали модель разработанную McLaren Applied Technologies и Atieva. На одну гонку разрешено использовать один болид. Это означает, что одного заряда батареи хватает на целый заезд.
  • Смена болида (как в прошлых сезонах) отменена. Максимальная мощность увеличена до 250 кВт.
  • В бортовой компьютер был предустановлен ряд режимов мощности, используемых пилотом в качестве стратегического преимущества, лишая команды возможности конкурентного преимущества за счет смены настроек трансмиссии.
  • Введена система «hyperboost» или «Mario Kart mode» дающая гонщику въехавшему на специально обозначенную область трассы, дополнительные 25 кВт (аналог “fanboost” прошлых сезонов и “DRS” из Formula 1). Продолжительность этих участков и режимов доп. мощности регламентируется FIA, исключая возможность команд использовать их как стратегическое преимущество в гонке.
  • Внедрена система защиты головы пилота – HALO, “запущенная” в F1 в сезоне 2018 года. Данное требование стало обязательным к включению до 2020 года, во всех гоночных сериях с одноместными болидами подконтрольных FIA .

Изменения в гоночном регламенте

  • Фиксированного количества кругов отменено. Заезд длиться 45 минут, завершаясь дополнительным кругом по истечении этого времени.
  • Награда за самый быстрый круг отменена. Вместо этого бонусные очки будут присуждаться пилоту проехавшему самый эффектный и эффективный заезд.

Регламент сезона 2019-2020 можно прочесть в соответствующей статье.


Официальный сайт.

Ссылка на основную публикацию