Формула Е

Класс автогоночных соревнований электромобилей с открытыми колесами организованный в 2012 году, проводится FIA. Соревнования созданы с целью популяризации и продвижения болидов на электрической тяге и разработки передовых технологических решений в данной области.

 

История возникновения E-Prix

Концепция Формулы E разработана в 2012 году. Франкфуртский автосалон 2013 года представляет прототип электрокара спроектированный Spark Racing Technology, который использовался командами в дебютного сезоне. Первое Е-при провели 13 сентября 2014 года в городе Пекин.

 

Соревнования в этом классе называют электрической Формулой 1. Ричард Бренсон (известный предприниматель и владелец команды DS Virgin Racing) считает:

Если Е-автоспорт будет развиваться такими же темпами, через 10 лет обгонит старшего собрата по популярности

В соревнованиях участвует 10 команд (в пятом сезоне 11), в каждой из которых по 2 гонщика. Она начинала с 10-11 гонок, в сезоне 17-18 гг. - 14 Гран-при.

 

 

"Формула Е" интереснее владельцам команд чем F1 исходя из экономических соображений. Сезон обойдется всего в 4-5 млн фунтов стерлингов, тогда как в "Королеве автоспорта" придется выложить больше 100 млн фунтов. Серия становится привлекательной и для гонщиков. Сюда приходят как молодые таланты, так и взрослые гонщики с опытом в Формуле 1.

 

Особенностью серии является необходимость замены автомобиля в середине гонки, так как электрического заряда на весь путь не хватает (в пятом сезоне будет использована 1 машина). Пит-стоп происходит по истечении полу-часа после старта. Чтобы сократить расходы команд во время гонки, для обслуживания автомобиля, допускается только 8 человек в число которых не входят инженеры занимающиеся двигателем.

 

Команды и компании

  • Spark Racing Technology - Конструирование, производство и сборка автомобилей
  • McLaren - Разработка, производство и поставка двигателей, трансмиссий и электроники
  • Williams - Проектирование, сборка и поставка электрических батарей
  • Dallara - Разработка шасси машин Формулы Е
  • Renault - Экспертиза автомобилей
  • Tag Heuer - Хронометрист
  • Michelin - Поставщик шин

 

Автомобили, команды и участники

В сезоне 2017-18 гг. в серии принимают участие следующие Е команды и гонщики:

  • Audi Sport ABT Shaeffer (Германия). Пилоты А. ди Грасси (Бразилия), Д. Абт (Германия).
  • Venturi Team Формула E (Монако). Э. Мортара (Швейцария), М. Энгель (Германия).
  • DS Virgin Racing (Великобритания). С. Берд, А. Линн (оба - Великобритания).
  • Panasonic Jaguar Racing (Великобритания). Н. Пике мл. (Бразилия), М. Эванс (Австралия).
  • Dragon Racing (США). Н. Джани (Швейцария), Ж. д'Амброзио (Бельгия).
  • Renault e.dums (Франция). Н. Прост (Франция), С. Буэми (Швейцария).
  • NIO Формула E Team (Великобритания). Л. Филиппи (Италия), О. Терви (Великобритания).
  • Techeetah (Китай). А. Лотерер (Германия), Ж.-Э. Вернь (Франция).
  • Mahindra Racing (Индия). Ф. Розенквист (Швеция), Н. Хайдфельд (Германия).
  • MS&AD Andretti Formula (США). E. К. Кобаяши (Япония), А. Ф. да Кошта (Португалия).

 

ТТХ болидов 4-го сезона и их Конструкция

Электромобили уступают своим собратьям из Ф1 по темпу, но их отставание не критично. Болиды Формулы Е развивают максимальную скорость 225 км/ч (она ограничена FIA).

 

У автомобилей высокий клиренс и регулируемая подвеска, подходящие под городские трассы. Аэродинамика позволяет атаковать с помощью слипстрима. Применение высоких технологий сочетается с ограничением расходов. Используются композитные материалы, но не ультрадорогие углеродные волокна.

 

  • Габариты

Максимальные габариты болида Формулы Е:

- длина - 500 см

- ширина - 180 см

- высота - 125 см

  • Силовая установка

Пиковая мощность — 200 кВт (270 л.с.) используется только в свободной практике и квалификационных заездах. Во гонке используется энергосберегающий режим (180 л.с., 133 кВт). Для обгонов применяется кнопка «Push to Pass». Начальное ускорение от 0 до 100 км/ч производится в 3 секунды. Предельная скорость (расчетная) — 225 км/ч. Используются силовые установки от официального поставщика — McLaren с приводом на заднюю ось. Трекшн-контроль находится под запретом.

 

  • Тяговая батарея

Поставляет электроэнергию силовой установке по электрической цепи.

  • Система хранения энергии (RESS)

Должна удовлетворять ряду требований: соответствие техническому регламенту FIA; максимальный вес ограничен (не более 200 кг).

 

  • Шасси и КПП

Официальным поставщиком шасси в Формулу Е является Dallara. Все элементы сделаны из композитных материалов с использованием углерода. Последовательный тип переключения скоростей.

  • Тормоза, Резина и колесные диски

Гидравлический тип. Выбор материала предоставляется командам. Официальный поставщик шин - компания Michelin. Используется 2 типа резины: слик (сухая погода) и дождевая с высоким протектором. Диаметр шин в Формуле Е не первышает 65 см для передних и 69 см для задних колес.

 

  • Электроника

Поставщиком электронных систем для всех команд является McLaren. Использование телеметрии запрещено.

  • Подвеска

На передних колесах - торсионная подвеска, на задних - пружинная. Регулировка клиренса, сход/развал.

E-prix 2017-2018

  • Формат гонок

Свободные заезды, квалификация и гонка в Формуле Е проводятся за один день, чтобы уменьшить расходы и не перекрывать городские улицы на весь уикэнд.

  • Свободные заезды

Открывают гоночный уикэнд. Они предназначены для знакомства с трассой и настройки автомобиля. Первая сессия длится три четверти часа, вторая - полчаса. Гонщик вправе использовать обе машины.

  • Квалификация

Проводится в полдень и длится около 60 минут. Гонщиков распределяют на пятерки, у каждой из которых в распоряжении 6 минут, для установления лучшего времени. По итогам квалификации формируется стартовая решетка.

 

  • Гонка

Приблизительная длительность гонки Формулы Е - 45-55 минут. Каждый пилот совершал регламентированный пит-стоп для смены машины. Минимальное время остановки на пит-лейн регламентировано в целях безопасности и отличается на каждой трассе (отменено в середине четвертого сезона). Смена шин (если они не повреждены) во время пит-стопа запрещена. Максимальная мощность в ходе гонки ограничена 180 кВт (в 2018-2019 годах - увеличена).

 

  • Чемпионат

В сезоне 2017-18 гг. Формулы Е предусмотрены рекордные 14 гонок. Два первых заезда проведены в начале декабря в Гонконге. Первую гонку выиграл С. Берд, а вторую - Ф. Розенквист. Кроме Гонконга, проводились этапы в Марракеше, Сантьяго, Мехико, Пунто-дель-Эсте, Риме, Париже, Берлине, Цюрихе и Нью-Йорке.

 

  • Система начисления очков

Баллы начисляются первым десяти финишировавшим гонщикам Формулы Е по стандартной для FIA системе: первый получает 25 очков, второй - 18, третий - 15, четвертый - 12, пятый -10, шестой - 8, седьмой - 6, восьмой - 4, девятый - 2, десятый - 1. Дополнительно 3 очка получает победитель квалификации, и еще одно начисляется за лучший круг в гонке.

  • Аварии и столкновения

Страшная авария произошла в первом же сезоне в результате столкновения Н. Хайфельда и Н. Проста, в Пекине. Немецкий пилот прошел своего соперника слипстримом, но француз это не оценил и резко вывернул руль влево. Болид Хайдфельда бросило на защитное ограждение, и он перевернулся. Авария не обернулась фатальными последствиями, и Нику удалось вернуться обратно в гонку. В целом Formula E, из-за узких трасс и часто молодых не опытных пилотов, является контактным спортом с большим количеством аварий.

 

Чемпионат как двигатель прогресса

  • Eprix и киберспорт

Формула Е не ограничивается только гонками и упорно вторгается в виртуальное пространство. В начале 2017 года в Лас-Вегасе организовали событие в котором приняли участие 20 пилотов и 10 болельщиков. Они проехали виртуальную гонку по улице города - Лас-Вегас Стрит сидя в гоночных креслах в Венецианском отеле. Посмотреть трансляции всех гонок можно на официальном сайте Формулы Е.

 

Россия и E-prix

  • Этапы, проводимые в России

Формула Е дебютировала в Москве 6 июня 2015 года этапом у стен Кремля. Его выиграл Себастьян Буэми. В сезоне 2017-18 гг. этапа Formula E в Москве не планировалась. На электрических болидах гонщики российского происхождения еще не отметились, но специалисты не исключают появление Даниила Квята.

Ссылка на основную публикацию

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock detector