500 Миль Индианаполиса

Индианаполис 500 (Indy 500) – автомобильная гонка, ежегодно проводимая  с 1996 года на трассе «Индианаполис Мотор Спидвей» (Индиана, США), привлекающая внимание 300 тысяч болельщиков и миллионов телезрителей. Будучи организованным Тони Джорджем мероприятие проводится в один из выходных посвященных Дню Поминовения (в конце мая) и является этапом «Verizon IndyCar Series» (после слияния с Champ Car, является единственным подобным чемпионатом в Америке).

Ранние годы

Комплекс «Indianopolis Motor Speedway» был построен в 1909 г.  из гравия и смолы. Здесь проводились небольшие соревнования в том числе и для мотоциклов. Первым событием, проходившим на длинных дистанциях в «ужасных условиях» стал 100 круговый Prest-O-Lite Trophy в 1909 г. Тогда его выиграл Боб Берман на Бьюике. Разлом асфальта привел к двум несчастным случаям со смертельным исходом в первых двух заездах проводимых на длинных дистанциях. Когда эти зрелища привлекли 15 000 платежеспособных клиентов (и толпу в 40 000 человек) главный владелец Карл Г. Фишер принял решение потратить 155 000 долларов США на восстановление трека.

 

В 1910 г. мероприятие привлекло 60 000 зрителей. В тот день Рэй Харрун выиграл 200 миль (320 км) на Мармоне. Оставшуюся часть сезона зрителей стало меньше, поэтому владельцы треков решили оставить одну гонку. Они выбрали заезд на 500 миль (800 км). Это было предполагаемое расстояние, которое гоночный автомобиль мог пройти до наступления темноты. В итоге трек быстро получил привилегированный статус.

 

Доминирование Miller и Offenhauser

Следуя европейским трендам, объемы моторов были ограничены. Техника развивалась, и в начале 1920-х годов Миллер создал свой 3-х литровый двигатель. Он был вдохновлен двигателем Grand Prix от Peugeot который в 1914 г., в его магазине, обслуживал Фред Офенгаузер. Двигатель позволил Джиму Мерфи выиграть соревнование в 1922 г. Затем Миллер создал свои собственные одноместные автомобили, которые были оснащены 1,5 и 2-х литровыми двигателями. В 1935 г. бывшие работники Миллера, Фред Офенгаузер и Лео Гусен добились своей первой победы с быстро ставшим известным 4-х циллиндровым двигателем «Офенгаузер» («Оффи»). Он многим помог достичь финиша первыми и навсегда вошел в историю гонок.

 


"Вторжение" Европейцев

Европейцы покинули 500 миль Индианаполиса на более чем два десятилетия и вернулись лишь перед началом Второй Мировой войны со своим Maserati 8CTF. Фактически, они вернулись на сцену после того как Indycar 500 был удален из календаря Форумлы-1. Постепенно европейские технологи взяли верх и вытеснили «Оффи», конкурентоспособность которого постепенно снижалась. Начиная с 1978 г. большинство шасси и двигателей были европейскими.

Мировая серия

Когда «иностранные» автомобили стали нормой, гонщики из других стран все чаще стали выбирать США и Индианаполис 500, как арену для своих соревнований. Бразилец Эмерсон Фитипалди, итальянец Тео Фаби, колумбиец Роберто Гуэреро, голландец Ари Луендик хорошо выступили в 80-х годах. Однако в 93-м Найджел Менселл, чемпион мира Формулы-1, потряс гоночный мир своим переездом в Соединенные Штаты и победой в Мировой Серии ИндиКар. С тех пор иностранные пилоты стали основными участниками соревнований Индианаполиса.

 


Утверждение названия

Первоначально мероприятие рекламировалось как «Международная лотерейная гонка на 500 миль» (1911-1916гг.), но в 1981 г. было официально утверждено название «65-я гонка в 500 миль в Индиаполисе» ("65th Indianapolis 500-Mile Race"). Организаторы события всегда избегали каких-либо правооснований на название или спонсорство, Но в 2016 к названию соревнования («Indianapolis 500») добавили имя спонсора PennGrade Motor Oil.

 

Женщины-пилоты

До 1976 г. женщин не допускали не только к соревнованиям как пилотов но даже в качестве журналистов. Первым пилотом-женщиной, которая приняла участие в Инди 500 стала Джанет Гатри.

 

Даника Патрик в 2005 году лидировала 19 кругов, а в 2011-м 10-ть, что на сегодняшний день является рекордом среди женщин.

 

 

AAA и USAC

Регулирующим органом, который вел зачёт, была ААА (Американская Автомобильная Ассоциация), несмотря на то, что организаторы сами составляли технические требования. Гибель Билла Вуковича во время в 1955 г. и катастрофы произошедшей вовремя гонки 24 часа Ле-Мана, заставила ААА отменить проведение гонок. Тогда Тони Халмен, владелец трассы, принял решение создать USAC - Автогоночный Клуб США, который до 1979 года проводил Чемпионат.

 

В 70-х годах возникшие разногласия в плане денежных призов и технических требований спровоцировали конфликт. После смерти Тони Халмена и гибели нескольких ключевых членов USAC владельцы команд объединились и создали CART, чтобы регулировать процесс чемпионата ИндиКар. Тем не менее Индианаполис 500 оставался под контролем USAC и не признавался официально в календаре CART. В 1983 г. было подписано соглашение, которое признавало, что Инди 500 регулируется USAC, но входит в календарь CART и может получать очки в рамках чемпионата.

 


Конкурент

NASCAR - частная организация, основной деятельностью которой является организация гонок и всего что с ними связано. Она является главным конкурентом Инди 500 по популярности. Соревнования проводятся всегда в один день и одно время и самые отчаянные гонщики предпринимают неимоверные усилия, чтобы принять участие в обоих событиях.

 

Квалификация и технический регламент

На протяжении многих лет использовался ряд различных квалификационных процедур. В 2014 процедура была уточнена. Поул-позиция и стартовая сетка определяется в течение двух дней. В выходные перед гонкой (суббота и воскресенье) все авто подвергаются слепому розыгрышу для определения квалификационного порядка.

 

Суббота

Все участники могут сделать три квалификационные попытки. Первые 33 машины в конце дня вносятся в сетку. Первые 9 машин участвуют в специальной процедуре для определения поул-позиции. Все последующие попытки отменяют результаты предыдущей.

 

Воскресенье

Пилоты машин с 10 по 33 удаляют свое изначальное время и делают новую попытку. Она определит сетку с 10-33 позиции. Пилоты, квалифицированные на 1-9 позициях в субботу переходят на "Fast 9". Их первоначальное время тоже удаляется, и каждая машина делает новую попытку и определяет сетку с 1-9 позиции. Каждая попытка допускает 2 прогревочных круга.

Технический регламент и Процедура старта

Гимн США и гимн штата Индиана всегда открывают состязание. Затем, Мэри Джордж (мать Тони Джорджа) произносит: «Леди и джентльмены, заводите ваши моторы!» (Изначально только "Джентльмены...") и автомобили начинают прогревочный круг.

 

В культуре

Многие болельщики собирают и обмениваются вещами связанными с Инди 500. Сегодня существует Национальный клуб коллекционеров, который занимается вопросами торговли памятными знаками. Про Индианаполис 500 было снято несколько фильмов («The Legends of the Brickyard», «Indy 500: A Race for Heroes», «Indy 500: The Classics», «Sports Century», «Racing hearts» (1922), «Speedway» (1929) и т. д.). Он упоминался на телевидении и в других средствах массовой информации.

 

Молоко

В 1933 году после победы во второй гонке Indy 500 Луис Мейер попросил стакан пахты. После своей третьей победы в 1936 году он опять попросил стакан, но вместо этого получил бутылку. Его сфотографировали с ней и тремя поднятыми пальцами, символизирующими троекратную победу. С того дня это стало традицией и каждый год всем победителям предлагают молоко.

 

Радио и теле-трансляции

Радио трансляция проводится с 1922 года на собственной радио волне Индианаполис Мотор Спидвей (Indianapolis Motor Speedway Radio Network), телевидение также освещает событие на канале ABC Wide World of Sports.

 

Ссылка на основную публикацию

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock detector