СКОРОСТНОЙ ПОДЪЕМ НА ПАЙКС ПИК

Ежегодно любители экстремального автомобильного и мотоспорта собираются в местечке Колорадо Спрингс (США, штат Колорадо), чтобы совершить восхождение на Пайкс Пик (неофициальное название - "Гонка в облаках"). Спортсмены финишируют на высоте 4301 м выше уровня моря, стартуя на отметке 2865 м. Общий перепад высот составляет 1439 м, средний градиент - 7,2%.

Описание

В гонке принимают участие множество классов различных транспортных средств, состав которых постоянно меняется. Ежегодно стартует 130-150 легковых автомобилей, грузовиков и мотоциклов, многие созданы специально для участия в этих соревнованиях. Гонка включена в официальный календарь главных состязаний FIA.

 

История возникновения соревнования

История гонки берет начало в 1916 году. Первым человеком, обратившим внимание на гору, был Спенсер Пенроуз. Расширив и укрепив извилистую дорогу ведущую на пик, Пенроуз превратил ее в широкое шоссе. Чтобы привлечь внимание к своему сооружению, он организовал соревнование - "Скоростное восхождение на вершину".

 

От гонки к гонке совершенствовались машины, испытывались новые конструкции, новые виды топлива. В 1966 году на трассе появились автомобили с передним приводом, через пять лет Ак Миллер прошел трассу на машине работающей на пропане. В 1972-м заоблачную дорогу начали осваивать внедорожники. В 1992-м свои силы начали пробовать электромобили. В 1995-м к участию были заявлены грузовики, а через четыре года мотоциклы.

 

Лучшее время среди участников первой гонки установил Ри Ленц. Для достижения пика горы ему понадобилось 20 минут 55 секунд. Победителю вручили приз - Penrose Trophy. С 1946 по 1970 гг. гонка являлась частью популярной в американском автоспорте серии - USA Indicar Championship.

 

Старейшим классом, принимавшим участие в соревновании, является дивизион "Открытые колеса". На старт гонки в этой категории выходили знаменитые пилоты: Марио Андретти, братья Ансеры (Бобби, Эл и Робби), последний установил рекорд в 1994 году, добравшись до пика за 10 минут и 6 секунд.

 

Новая Эра

В 1984-м приняли участие Норвежcкий пилот Мартин Шанце (Ford Escort) и француженка Мишель Мутон (Audi Sport Quattro). Они открыли новую эру в истории гонки, ознаменовавшуюся вторжением европейских спортсменов. Шанце не удалось достичь пика горы из-за проблем с правой передней шиной, в то время как Мутон выиграла соревнование в классе раллийных машин, хотя не смогла установить рекорд трассы.

 

Особенности трассы и соревнования

Протяженность трассы составляет 19,99 километров со 156-ю  крутыми, оборудованными отбойниками, поворотами. За все время существования гонки погибло шесть гонщиков и еще большее количество получили серьезнейшие увечья. Исторически шоссе на гору имело гравийные и заасфальтированные участки. Однако в 2002 году Колорадо Спрингс проиграл судебный процесс экологической организации Sierra Club. Последняя посчитала гравий, осыпавшийся с дороги на протяжении десятилетий, опасным для ручьев, водоемов и растительности.

 

Выполняя решение суда, организаторы ежегодно асфальтировали порядка 10% трассы. В 2011 году состоялось последнее восхождение на Пик, по трассе имевшей гравийные участки. Чемпион соревнований Род Миллен считал, что полностью заасфальтированное шоссе убьет интерес к гонке. Однако, в 2012 году на старт вышло 170 гонщиков, в то время как в 2011 году их было всего 46. В этом году установлено сразу несколько исторических рекордов. В классе Pikes Peak Open одержал победу Роман Дюма, сын знаменитого Рода Миллена, пройдя трассу за 9 минут 46 секунд на Porche GT3 R. Такой результат удалось улучшить только в 2017-м Питеру Канингхему - 9 минут 33 секунды.

 

Майк Райан перевернул свой автомобиль в шпильке, имеющей название "W", и проломил защитное ограждение. Но ему все же удалось преодолеть 3-ступенчатый поворот и продолжить путь к пику. В результате он превзошел свой старый рекорд на 5 секунд. Карлин Данн на Ducati впервые преодолел 10-минутный рубеж в категории мотоциклов. Его результат гонки - 9 минут 52 секунды.

 

В 2013 году 9-минутный барьер одолел знаменитый раллийный чемпион Себастьян Леб. Он достиг пика за 8 минут 33 секунды, в то время как ставший вторым Рис Миллен, установил время 9:02. На этот раз сразу 4 гонщикам удалось побить прошлогодний рекорд восхождения.

 

Через 2 года впервые в истории победу в генеральном зачете одержал электромобиль. Второй призер тоже выступал в этом классе. Это не стало неожиданностью, так как уже в 2014 году электромобили занимали вторые и третьи места.

 

На сегодня абсолютный рекорд среди всех классов автомобилей продолжает удерживать Себастьян Леб (8:33). Кроме него 9-минутный рубеж сумел преодолеть только француз Роман Дюма в 2016 году, на машине Norma M20 RD. Он достиг пика за 8 минут 54 секунды.

 

Больше всех в генеральном зачете побеждал японец Нобухира Таджима на Suzuki Monster Tajima. Он выигрывал 7 раз подряд (с 2005 по 2011 гг.). В 2012 году доехать до финиша японцу не удалось: его машина загорелась на нижней секции подъема и была дисквалифицирована.

 

5 раз первым достигал пика австралиец Род Миллен на Toyota. Действующим чемпионом является Роман Дюма, который выигрывал в 2014, 2016 и 2017 гг.

 

Гоночные классы

В гонках принимают участие транспортные средства двух категорий: 4-колесные (автомобили и грузовики) и 2-колесные (мотоциклы).

 

 
  • Unlimited

В этой категории разрешены любые транспортные средства, удовлетворяющие требованиям безопасности. Пик горы штурмуют самые причудливые модели, многие из которых построены специально к соревнованию.

 

  • Электромобили

Организаторы гонки считают, что будущее в автомобилестроении принадлежит электротехнологиям. Своей целью они ставят их тестирование, демонстрацию и продвижение. Электромобили подразделяются на 2 подкласса: машины серийного производства и концепт-кары, демонстрирующие самые передовые технологии в действии.

 

Категории соревнований

  • Time Attack

В этой категории целью является не первым достигнуть пика горы, а установить лучшее время. Здесь тоже есть 2 подкласса в зависимости от технических требований к автомобилю.

 

  • Pikes Peak Challenge

Эта категория была введена в 2014 году и включает широкий спектр транспортных средств, созданных с помощью высоких технологий. Здесь есть 4 подкласса: машины с открытыми колесами, open class (новаторство касается двигателя, трансмиссии или подвески), винтажные автомобили и грузовики, выставочный класс (создан специально для демонстрации технических новинок в автоспорте).

 

Среди победителей при восхождении на Пайс Пик отметилось большинство ведущих американских и мировых автопроизводителей: Форд, Пежо, Ауди, Порше, Тойота, Хонда, Хюндай и др. В классе электромобилей доминирует Тесла. Мотоциклисты побеждали на Кавасаки, Дукати, Сузуки, Априлье, Хонде и др.

 

Фильм

Знаменитый короткометражный документальный фильм был снят французским режиссером Жан-Луи Мюреем в 1988 году. Он получил название "Climb Dance", в вольном переводе - "Танец над бездной". Многократный раллийный чемпион Ари Ватанен штурмует Пайс Пик на своем Peugeot 405 T16 с турбонаддувом. В результате финн выигрывает соревнование, устанавливая рекордное время.

 

В фильме много захватывающих кадров: отвесные обрывы, крутые повороты, острые шпильки, где нет права на ошибку. "Climb Dance" стал классикой гоночного видео и получил престижные призы на международных кинофестивалях, популяризируя восхождения на "Пик" во всем мире. В 1990 году фильм получил Гран При на фестивале де Шамони. В том же году награжден «Серебряным экраном» на фестивале промышленных фильмов и видео в Чикаго, и Золотой премией на Международном кинофестивале в Хьюстоне.

 

 

Ссылка на основную публикацию

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock detector